26.05.2015 в 14:05
Каждый урок является важным звеном в...
Каждый урок является важным звеном в цепи образовательной системы для приобретения знаний и умений, практических навыков для дальнейшей жизни наших учеников. Важно, чтобы обучающиеся осознавали актуальность темы урока, проблемы урока как для современности, так и для себя лично на каждом учебном занятии. Для этого рабочая группа нашего лицея, в которую входят преподаватели всех методических объединений школы на основании информационно-коммуникационных (технологии мобильного обучения), проблемно-диалогических, личностно-ориентированных технологий разработала в 2014, 2015 учебном году тридцать способов актуализации знаний и более десяти способов проблематизации знаний.
Проделанная работа позволяет обеспечить системно-деятельностный подход, решая проблему традиционной модели обучения: недостаточную скоординированность действий учителей-предметников. Каждый учитель является творческим ответственным человеком, но для целостного восприятия мира обучающимися и для формирования УУД необходима синхронная работа школы. Пути трансляции опыта возможны через выход на методические объединения школы, районные методические объединения, выход за пределы урока через школьный сайт и газету «Лицеист», а также сетевые общества интернета. Таким образом создаётся коллективный разум.
29 июля 2015 в 14:11
#1
Заявление насколько обширное, настолько и пустое. Вот если бы были изложены пресловутые способы актуализации и проблематизации, было бы о чём говорить. А для чего щёки надувать?
29 июля 2015 в 20:50
#2
Каждому учителю необходимо профессионально подходить к своим обязанностям. Название "системно- деятельностный подход" предполагает это. Опытный учитель на интуитивном уровне понимает, как правильно формировать УУД. Таких учителей надо выявлять и распространять их бесценный опыт.
30 июля 2015 в 02:57
#3
Согласна с Сергеем Владимировичем, что было бы интересно познакомиться с 40 вариантами постановки целей урока в новом формате и перенять опыт коллег!
30 июля 2015 в 17:59
#4
Я согласна с тем, что каждый урок является важным звеном в цепи образовательной системы. Но чтобы обучающиеся осознавали актуальность темы урока, необходима целенаправленная и преднамеренная выработка у ребенка новых форм поведения (деятельности). Учителю отводится роль режиссера, которую он должен талантливо исполнять, а затем глубоко анализировать результаты всего труда, осуществляя рефлексию профессиональной деятельности через результаты роста детей, что и требует концепция ФГОС.
Концепция ФГОС предложила несколько перспективных идей, одна из которых – учить обучающихся универсальным учебным действиям. К универсальным учебным действиям относятся чтение вообще, образность, выразительность речи, терминологическая культура. Они обусловливают главные цели основного общего образования, одной из которых является овладение культурой устной и письменной речи, нормами речевого этикета.Сегодня компьютер вытеснил книгу из жизни подростка. Книга утратила своё значение в воспитании детей. Язык искажается и перестает быть средством выражения мыслей и чувств человека. Но современная социокультурная ситуация требует от каждого человека активных речевых действий и умения говорить внятно, доходчиво, убедительно.Таким образом, возникает противоречие имеет место между средой и личностью, между сегодняшней жизнью школьника и необходимостью подготовки его к взрослой жизни в быстро меняющемся мире, к рыночным отношениям.
В своей педагогической практике в решении данной проблемы большую роль отвожу художественному тексту, который использую не только на уроках литературы, но и русского языка. Художественный текст имеет большие эстетические и нравственные возможности, несёт в себе воспитательный заряд, способный пробудить мысль, подействовать на чувства обучающихся.Например, При изучении темы «Происхождение лексики современного русского языка» (10 класс) использую технологию проблемного обучения. Например, анализируя отрывок из стихотворения Пушкина «Бесы»,
Там верстою небывалой
Он торчал передо мной;
Там сверкнул он искрой малой
И пропал во тьме пустой.

ученики узнают, что для измерения расстояний на Руси использовали версту, которую ранее называли поприще. Далее ставится проблемный вопрос:

- Можно ли считать слова «поприще», «попрать» однокоренными? Ребята работают с этимологическим, толковым, словообразовательным словарями. В ходе работы они узнают: поприще — старорусская путевая мера для измерения больших расстояний, а затем взамен её появляется верста. Слово встречается в русском переводе Библии: «и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два»Подобные задания позволяют научить обучающихся мыслить логично, научно, творчески; способствует переходу знаний в убеждения; вызывает у них глубокие интеллектуальные чувства, в том числе чувства удовлетворения и уверенности в своих возможностях и силах; формирует у учащихся интерес к научному знанию.

В основе системно - деятельностного подхода лежит принцип фундаментальности обучения, который требует основательной теоретической и практической подготовки учащихся, при этом осуществляется связь обучения с жизнью, теории с практикой. Фундаментальность в обучении предполагает научность, полноту и глубину знаний. Она обусловлена характером современной научно-технической революции, требующей от человека высокоинтеллектуальной мобильности, исследовательского склада мышления, желания и умения постоянно пополнять свои знания по мере происходящих в жизни и деятельности изменений. Фундаментальные знания апеллируют не столько к памяти, сколько к мышлению человека.

Например, после изучения темы «Происхождение лексики современного русского языка» даётся домашнее задание: «Вспомнить героя И.Тургенева рассказа «Муму». Определить, чему равнялся рост Герасима».
На первый взгляд кажется, что задание очень простое. Дети должны найти описание героя в начале рассказа ( «Из числа всей ее (барыни) челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рождения…») и вспомнить старинные меры длины.
Вершок- старинная мера длины, равная 4,45 сантиметра. Выходит, рост Герасима был всего 53 сантиметра? Что, он карлик, а не богатырь, как пишет Тургенев? Что-то здесь не так.
Создаётся проблемная ситуация. Чтобы её решить, десятиклассники должны провести своеобразную исследовательскую работу и узнать, что читателю XIX века было хорошо известно, что рост человека определялся в вершках свыше обязательных для нормального человека двух аршин.
02 августа 2015 в 17:25
#5
Да, интригующе звучит "тридцать способов актуализации знаний и более 10 способов их проблематизации" Очень хочется почитать и, если позволите, взять на вооружение. Распространяйте свой опыт скорее! А я думаю,что для того, чтобы "каждый урок стал звеном", чтобы "каждый осознал",учитель должен дома готовиться к проведению завтра не 6-7 уроков, а хотя бы 4-х,тогда можно их провести качественно, по всем постулатам системно-деятельностного подхода! Разгрузить учителя-вот задача, и тогда он станет режиссёром,хорошим сценаристом,сможет вместе с КАЖДЫМ ребёнком его индивидуальную тоаекторию выработать и осуществить все планы!
21 августа 2015 в 10:31
#6
Обучающиеся осознают актуальность темы урока, если учитель правильно построит свой урок.Чтобы учебно – познавательной деятельность обучающихся на уроке отличалась эффективностью по новым правилам ФГОС рекомендуется на уроке применять следующие методы: словесные(Слышит) - 10-20 %; наглядные (видит) – 50%
Практические (делает сам) – 90%.
Важно, чтобы учитель на уроке не столько передавал знания и опыт обучающимся, сколько организовывал их самостоятельную учебную деятельности», так как стандарты нового поколения направлены на то, чтобы воспитывать и развивать у обучающихся, прежде всего самостоятельность.Таким образом, современное обучение требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя.
Системно-деятельностный подход не новый метод в среднем образовании. Ещё в 1988г. группа отечественных учёных утверждала: «деятельностный подход ориентирует не только на усвоение знаний, но и на способы этого усвоения, на образцы и способы мышления и деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала ребёнка. Этот подход противостоит вербальным методам и формам догматической передачи готовой информации, монологичности и обезличенности словесного преподавания, пассивности учения школьников, наконец, бесполезности самих знаний, умений и навыков, которые не реализуются в деятельности».
На всех этапах урока необходимо найти возможность для организации самостоятельной работы учащихся. «системно-деятельностный подход. Мотивирование к учебной деятельности осуществляется через включение учащихся в поисковую и исследовательскую деятельность, что создает условия для возникновения внутренней потребности в изучении материала. Приведу пример интегрированного урока по русскому языку. Интересны, на мой взгляд, интегрированные уроки русского языка с МХК. Например, в 8 классе на уроках МХК в начале учебного мы говорим о появлении куклы в жизни людей. В наш век куклы - это, чаще всего, детские игрушки. Но так было не всегда. В древности славяне к ним относились вполне серьезно. Куклы были основными оберегами, каждая из них выполняла свои «обязанности».
На уроке русского языка в том же 8 классе, повторяя тему «Односоставные предложения» ( по планированию урок проводится сразу же после зимних каникул, в январе, когда празднуется святочная неделя) раздаётся следующий текст каждому ученику для комплексного анализа.
Вот кукла Коляда. С ней проходили все рождественские колядки. Эта кукла - символ солнца и добрых отношений в семье. Она представляла собой дородную женщину, одетую во все новое и нарядное. От ее имени колядующие желали счастья и благополучия. Пели радостные, прославляющие хозяев песни.
В некоторых местностях колядки заканчивались возле костра с пожеланиями блага себе и близким и сжиганием Коляды.
С ее приходом в доме поселится счастье, мир и согласие между членами семьи.
Кукла Коляда изготавливается из спила дерева. В мешочках, подвешенных к поясу, находятся хлеб и соль. За пояс заткнут веник, которым Коляда отгоняет нечистую силу.
Прочитав текст восьмиклассники отвечают на следующие вопросы:

- пользуясь толковым словарём, объясните значение слов «символ», «дородная», «благо».
- Являются ли однокоренными слова благо и благополучие
- определите, к какой части речи относятся все слова в 4 и 5 предложениях
- выпишете из текста семь слов с разными видами орфограмм;
- найдите грамматические основы в предложения текста. Объясните знаки препинания;
- назовите односоставные предложения, определите их вид
- Напишите изложение по данному тексту.
Оценивается письменная работа двумя отметками. Первая - по русскому языку за грамотность и изложение текста. Вторая – по МХК за знание культуры наших предков -славян.
25 августа 2015 в 12:49
#7
Только от взаимодействия личностного ученик-учитель (а не наоборот) рождаются и реализуются в будущем все УУД. Идти от ребёнка и создавать проблемно-поисковые ситуации, опираясь на природное любопытство детей и радость инсайта. Аванс успеха, обеспеченный учителем, и радость самостоятельного открытия ребёнком новых знаний- основа познавательного интереса и потребности самостоятельно добывать знания для их реализации в жизненной практике. А ещё-целеполагание: ребёнок должен ясно осознавать цель познавательной деятельности.
26 августа 2015 в 13:33
#8
Теоретически хорошо сказано: "Только от взаимодействия личностного ученик-учитель (а не наоборот) рождаются и реализуются в будущем все УУД". Если можно, приведите конкретные практические примеры.
16 сентября 2015 в 09:10
#9
Доброго времени суток, коллеги, урок как много мы об этом говорим, но самое важное на мой взгляд, это ребёнок, вот научиться слышать каждого обучающегося, помочь ему выбрать тот уровень обучения по предмету, какой ему по силам. Научиться работать индивидуально с каждым, учитывать уровень и темп обучения каждого. И тогда будет результат, так мне кажется.
Навигация