Чего не учли разработчики документа?
Из предложенного документа совершенно непонятно, как будет организована подготовка учителей именно в направлении повышения качества выполнения сочинений на Всероссийском конкурсе. Общая информация об одаренности, вероятнее всего, известна большинству филологов. Наибольшую трудность у учителей вызывает организация работы с текстом: как обеспечить глубокое восприятие прочитанного литературного произведения, как затем научить детей на основе прочитанного создавать свой оригинальный текст, какой именно комплекс заданий, какие формы организации учебной деятельности особенно эффективны? В предложенном документе вообще не предусмотрены специальные занятия по обучению учителей этому. А этому, на мой взгляд, должно быть отведено основное место. Литературные способности подразумевают наличие творческого воображения, высокого уровня развития письменной речи, свободного владения различными средствами языковой выразительности. Об этом нет ни слова. Точнее непонятно, как этот результат может быть обеспечен. Музейная и экскурсионная деятельность не связаны напрямую с филологическими способностями. Хотелось бы здесь увидеть дискуссионные клубы, журналистскую деятельность, издательскую деятельность, проекты по подготовке литературно-музыкальных салонов, школьных театров и др.

Обсуждение

14 ноября 2016 в 13:49
#1
Согласен с Наталией Сергеевной: действительно, положения, касающиеся Всероссийского конкурса сочинений, могут быть развёрнуты более детально - этого требует специфика самого мероприятия.
14 ноября 2016 в 15:50
#2
Я согласна с Натальей Сергеевной в том, что ни музейная, ни экскурсионная деятельность не связаны напрямую с филологическими способностями. В последнее время на уроках русского языка и литературы мы все больше внимания уделяем подготовки к ОГЭ и ГИА, забывая, что кроме автоматизма при работе над заданиями, должны развиваться и творческие способности. Необходимо ввести в школах дополнительные часы, которые способствовали бы подготовки к конкурсам такого уровня.
14 ноября 2016 в 15:55
#3
Спасибо, коллеги, обязательно учтем ваши пожелания в программе, рассчитанной на учителей.
14 ноября 2016 в 23:17
#4
Наталия Сергеевна, скажите, пожалуйста, а зачем свой оригинальный текст создавать на основе прочитанного текста?
14 ноября 2016 в 23:17
#5
Наталия Сергеевна, скажите, пожалуйста, а зачем свой оригинальный текст создавать на основе прочитанного текста?
15 ноября 2016 в 09:49
#6
Уважаемая Татьяна Валентиновна, создание своего текста на основе прочитанного - это одна из творческих задач, которые обычно ставятся перед учащимися в рамках государственной итоговой аттестации, всероссийской предметной олимпиады. И, по сути, на Всероссийском конкурсе сочинений создаваемые детьми тексты вторичны, это результат осмысления литературных произведений. И кстати, самое трудной для детей - создать текст в определенном жанре. А в данной программе не предусмотрена работа по методике формирования именно таких умений школьников.
16 ноября 2016 в 02:52
#7
Наталия Сергеевна, ЕГЭ, Всероссийская предметная олимпиада, Всероссийский конкурс сочинений - не одно и то же.
ЕГЭ - это экзамен, на котором выявляется уровень обученности выпускника, изучавшего, в нашем случае, русский язык и литературу в школе, а не уровень филологической/литературной одарённости.
Всероссийская предметная олимпиада - это инструмент выявления и поддержки детей, которые проявляют более высокие способности в процессе изучения отдельных или разных/нескольких (может быть, и всех) школьных предметов. Недаром же в названии содержится определение "предметная".
В разных организациях повышения квалификации реализуются программы, включающие вопросы подготовки детей к ЕГЭ. в том числе и у нас.
Наша же Академия осуществляет консультационное и методическое сопровождение Всероссийской предметной олимпиады: http://www.apkpro.ru/ros-olimpiada.html. В Академии проводятся курсы повышения квалификации учителей, занимающихся подготовкой детей к этой олимпиаде.
Ни о каком развитии филологических способностей не может быть речи, если дети будут замкнуты в рамках уроков литературы и русского языка. В музеях экспонируются памятники культуры, а культура - это тоже текст. Вряд ли школа может помочь ребенку в выявлении и развитии у него каких бы то ни было способностей, не используя ресурсы музеев и библиотек (в том числе и виртуальных). Для того чтобы выражать что-то словом, надо много этого самого "что-то" знать.
И мы никогда не избавимся от штампов и формульных текстов, которые дети пишут на ЕГЭ, если мы все свое педагогическое мастерство так и будем совершенствовать в процессе подготовки к ЕГЭ, тратить время на обучение шаблонам, непонятно кого выражающим.
В рамках проведения ВКС-2015 мы провели курсы повышения квалификации учителей по вопросам развития связной письменной речи учащихся, по итогам Конкурса была проведена Всероссийская конференция. В этом году по окончании Конкурса был проведен Всероссийский методический семинар, на котором представители разных регионов России получили возможность поделиться опытом проведения разных же творческих конкурсов, опытом сотрудничества с учреждениями культуры в подготовке детей к конкурсам, в том числе и к ВКС. Данная программа и курсы повышения квалификации, проводимые по этой программе, - продолжение этих мероприятий.
Нельзя объять все вопросы в одной программе, да и зачем?
Всероссийский конкурс сочинений - это, в первую очередь, инструмент выявления и поддержки литературно одаренных детей. На сайте ВКС можно почитать Положение, в котором указаны и цели, и задачи Конкурса: http://www.apkpro.ru/435.html.
В большинстве своем конкурсные работы не тексты, а произведения, произведения литературы, и вторичны они, настолько же, насколько вторичны по отношению друг к другу разные художественные произведения (если учитывать, что и произведения состоявшихся писателей могут быть "результатом осмысления литературных произведений"). Кстати, у нас нет такого требования: написать текст на основе другого текста. Если я правильно понимаю, текст, созданный на основе какого-то текста, это пересказ, изложение. Да, в эссе, рецензии, отзыве это нужно. Но конкурсные работы пишутся и в жанрах художественной литературы, и большинство детей выбирают именно эти жанры - 41 %. Именно в таких работах встречаются оригинальные содержательно-формальные решения, и это получается у многих детей.




16 ноября 2016 в 03:03
#8
Небольшое уточнение: остальные дети (59%) выбирали другие жанры.
16 ноября 2016 в 03:03
#9
Небольшое уточнение: остальные дети (59%) выбирали другие жанры.
События раздела
17.11.2016 в 11:34 Мария Яковлевна Выходцева: добавлено предложение Программа повышения квалификации "Совершенствование... к документу Совершенствование профессиональных компетенций педагогических работников в области развития филологических способностей детей
17.11.2016 в 03:22 Ирина Викторовна Манякина: оставлен комментарий к предложению Обеспеченность библиотек, наличие Интернета в отдаленных местах.
16.11.2016 в 15:10 Татьяна Ивановна Мехоношина: оценен документ Совершенствование профессиональных компетенций педагогических работников в области развития филологических способностей детей
16.11.2016 в 15:10 Татьяна Ивановна Мехоношина: добавлено предложение Обеспеченность библиотек, наличие Интернета в отдаленных местах. к документу Совершенствование профессиональных компетенций педагогических работников в области развития филологических способностей детей
16.11.2016 в 13:23 Нина Ивановна Болгова: добавлено предложение Наполнение библиотек как произведениями русской классической... к документу Совершенствование профессиональных компетенций педагогических работников в области развития филологических способностей детей
Показать ещё Все события