24 ноября 2015

Результаты межрегиональной научно-практической конференции «Примерная основная образовательная программа среднего общего образования: ориентировка на результат»

Уважаемые коллеги!

20 ноября 2015 г. в стенах Московского городского педагогического университета состоялась Межрегиональная научно-практическая конференция «Примерная основная образовательная программа среднего общего образования: ориентировка на результат». Конференция была посвящена обсуждению проекта примерной основной образовательной программы для старших классов средней школы.

В Конференции приняли участие более 220 человек. 32 региона Российской Федерации были представлены участниками из 34 образовательных организаций общего образования, 3 профессиональных образовательных организаций, 3 организаций дополнительного профессионального образования, 46 региональных институтов развития образования, 9 Министерств образования, 3 управлений образования.

Открыл работу конференции И.М. Реморенко, ректор Московского городского педагогического университета. В своем обращении к участникам он подчеркнул важность общественного обсуждения примерных основных образовательных программ, которые, став ориентиром для образовательных организаций, задают общее образовательное пространство страны и создают условия для творчества педагогов, детей и родителей.

П.А. Сергоманов, заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования Российской Федерации, в своём приветственном слове подчеркнул инновационный характер результативности общего образования, закреплённый в новых стандартах основного образования, и выразил уверенность в том, что дискуссии на Конференции и продолжающиеся общественные обсуждения позволят выработать качественный итоговый документ, понимаемый и принимаемый педагогическим сообществом.

Т.В. Васильева, заместитель руководителя Департамента образования города Москвы, подчеркнула значимость обсуждаемого документа для столичного региона, рассказала об участии образовательного сообщества города в его подготовке и апробации.

Об основных вехах отечественной педагогической мысли в области дидактики общего образования на протяжении ХХ и в начале ХХІ веков рассказал в своём докладе М.В. Богуславский, член-корреспондент РАО, заведующий лабораторией истории педагогики и образования института стратегии развития образования РАО. М.В. Богуславский подчеркнул динамичность развития исследований в области дидактики, в том числе в сложные для отечественной школы годы, особо выделив пока недооценённые разработки М.М. Рубинштейна, С.И. Гессена, показав исторический контекст появления деятельностной парадигмы в образовании, связанной с работами В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, Г.П. Щедровицкого.

И.М. Реморенко в ходе своего доклада обратил внимание на логику появления современных представлений о результативности образования, закреплённых в стандартах и примерных основных образовательных программах общего образования. Докладчик подчеркнул принципиальные новации в понимании результативности: базовым элементом построения образовательных программ становятся не дидактические единицы, а результаты образовательных программ; результаты регулярно уточняются по итогам мониторингов и итоговой аттестации; новая методология организации мониторингов - построение их на основе результатов, а не дидактических единиц, опора на уровни результатов, оценка зоны ближайшего развития и ряд других. И.М. Реморенко также обратил внимание участников Конференции на необоснованные иллюзии, связанные с введением ФГОС, и подчеркнул непродуктивность «простых» решений.

Доклад М.Ю. Демидовой, руководителя центра педагогических измерений Федерального института педагогических измерений, был посвящён системе оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы среднего образования. М.Ю. Демидова рассказала о формируемых методиках оценки предметных и метапредметных результатов школьников, обозначила задачи оценивания результативности применительно к средней школе, выделила направления развития контрольно-измерительных материалов по мере перехода на новые стандарты.

В своем докладе Л.А. Наумов, директор гимназии №1505 г. Москвы, поделился пилотном опытом перехода на ФГОС среднего общего образования, обозначив ключевые проблемы, риски и возможные решения.

С.Н. Вачкова, директор института системных проектов Московского городского педагогического университета, в своём докладе рассказала о ходе общественных консультаций по примерной основной образовательной программе среднего общего образования, продолжающихся на портале http://edu.crowdexpert.ru. С.Н. Вачкова раскрыла некоторые способы организации работы по обсуждению программы, привела статистические данные, позволяющие лучше понять особенности формирования экспертного сообщества в ходе обсуждения и степень вовлеченности всех участников образовательных отношений в эту работу.

На секционных заседаниях Конференции обсуждались ключевые проблемы содержания примерной образовательной программы среднего общего образования: особенности предметных программ на базовом и углубленном уровнях, специфика программы развития универсальных учебных действий в старшей школе и программы воспитания и социализации, параметры контрольных измерительных материалов для текущей и итоговой аттестационных процедур, примерные учебные планы профилей.

По итогам Конференции была принята резолюция.