Предложите собственную редакцию положений документа
Предложения по корректировке
Концепции развития географического образования
в Российской Федерации

Содержание преамбулы и первых абзацев раздела I. «Значение географии…» имеют отношение к системе географического образования в целом, но в дальнейшем (разделы I-IV) посвящены географическому образованию в школе и географическому просвещению, почти не касаясь системы высшего географического образования. Предложения:
а) изменить название документа на: «Концепция развития школьного географического образования и географического просвещения в Российской Федерации» или разделить его на два – по школьному образованию и по просвещению;
б) приступить к разработке «Концепции высшего географического образования», создав для этого специальную рабочую группу при Комиссии по географическому образованию РГО из числа географов-специалистов по высшему географическому образованию;
или
в) сохранить название документа, включив в него разделы, касающиеся высшего географического образования;
г) изменить название подраздела в III разделе (cтр. 6) «Дошкольное и начальное общее образование» на «Начальное общее образование».

В завершающей части первого абзаца раздела I (стр. 1) снять последнюю строку «а также традиционно сложившейся ресурсной ориентации экономики», заменив её на «региональными различиями, а также политическим и социально-экономическим многообразием современного мира, противоречивыми процессами глобализации и регионализации».

Стр. 2 добавить: – образовательная роль географии во многом определяется тем, что её составной часть являются географические карты, позволяющие человеку ориентироваться в пространстве, извлекать из них самую разнообразную информацию.

На стр. 2 второй абзац дополнить словами «пространственного планирования» (вместо «территориального»);
- подготовку грамотных специалистов не только в области географических наук, но и в сферах экономики, государственного и муниципального управления, обороны и безопасности, прогноза и ликвидации стихийных бедствий, мониторинга состояния окружающей среды, пространственного планирования, региональной и миграционной политики, регионоведения, геомаркетинга, регионального консалтинга, земельного кадастра, логистики, рационального природопользования, инженерии, международных отношений, журналистики, деловой аналитики, экспертизы, рекреационного природопользования и туризма, экологии и экологического менеджмента и др.;
- должный уровень образования и воспитания молодежи, формирование у нее понятий гражданственности, патриотизма, уважение к культуре, традициям и обычаям народов России, социальной ответственности, географической грамотности, географической и экологической культуры.

Стр. 2, четвертый абзац. При этом система географического образования и просвещения, сложившаяся в России на протяжении многих лет, в настоящее время переживает разнообразные проблемы, связанные с недооценкой роли географии в современном обществе, низким уровнем географической культуры, в том числе в сфере управления.

Стр.3, первый абзац. В существующих курсах практически не реализуется важнейшая интеграционная, межпредметная функция географии, позволяющая акцентировать географическую составляющую современных геополитических, геоэкономических, этнодемографических, социально-экономических, геоэкологических процессов, способствующую повышению предметной учебной мотивации интереса к изучению географии среди учащихся

Стр. 3, четвёртый абзац после слов «нуждается в изменении с учетом противоречивых процессов глобализации и регионализации…» и завершить словами «целостного представления о многообразии мира, роли и места в нем России».

Стр. 3, последний абзац. В содержании школьного географического образования явно недостаточное внимание и место уделено общественной географии, недооценено значение проведения школьниками междисциплинарных комплексных географических исследований.

Убрать ниже приведённую формулировку из пункта Кадровые проблемы (стр. 5) «Преподаватели образовательных учреждений высшего образования, в большинстве своем, оторваны от современных направлений географических исследований, не владеют информацией о последних открытиях и достижениях в сфере географии».

На стр. 8, предпоследний абзац - в области географических наук, но и в сферах экономики, государственного и муниципального управления, обороны и безопасности, прогноза и ликвидации стихийных бедствий, мониторинга состояния окружающей среды, пространственного планирования, региональной и миграционной политики, регионоведения, геомаркетинга, регионального консалтинга, земельного кадастра, логистики, рационального природопользования, инженерии, международных отношений, журналистики, деловой аналитики, экспертизы, рекреационного природопользования и туризма, экологии и экологического менеджмента и др.

На стр. 9 дополнить четвёртый абзац словами «география», «туризм».

На стр. 10:
а) в первый абзац вставить «Ассоциация российских географов-обществоведов»;
б) добавить абзац: «Возродить на новой основе подготовку и переподготовку учителей географии в классических университетах с федеральным и национальным статусами, обладающих уникальным интеллектуальным и материально-техническим потенциалом».

На стр. 13:
а) в третий абзац снизу добавить «Геология» (05.03.01), «Политология» (41.03.04), «Менеджмент» (38.03.02), «Государственное и муниципальное управление» (38.03.04), «Регионоведение России» (41.03.02), «Зарубежное регионоведение» (41.03.01), «Востоковедение и африканистика» (41.03.03), «Сервис» (43.03.01) и другие;
б) в последний абзац после слов «Русского географического общества» добавить слова «Ассоциации российских географов-обществоведов».

Обсуждение

01 октября 2016 в 10:52
#1
Обсуждение проекта Концепции развития географического образования в Российской Федерации состоялось на VII Ассамблее Ассоциации российских географов-обществоведов (http://argorussia.ru/) 24 сентября в г. Грозном. Рабочей группой (Каледин Н.В., Лобжанидзе А.А., Мажар Л.Ю., Лачининский С.С., Морева Л.А.) были выработаны предложения по её корректировке с учётом видения и интересов общественно-географического научного профессионального сообщества. Выработанное консолидированное мнение, мною полностью поддерживаемое, отражено на сайте «Общественная экспертиза нормативных документов в области образования».