Чего не учли разработчики документа?
30.05.2017 в 13:07
Коллеги!

Действующая редакция Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373) в п. 12.9. определяет предметные результаты по учебному предмету «Физическая культура». На основе ФГОС НОО разработана примерная основная образовательная программа начального общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).

В данной программе делается систематизация и конкретизация предметных результатов по учебному предмету «Физическая культура».

В п. 1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы отмечается «Планируемые результаты… представляют собой систему обобщённых личностно ориентированных целей образования, допускающих дальнейшее уточнение и конкретизацию, что обеспечивает определение и выявление всех составляющих планируемых результатов, подлежащих формированию и оценке.»

В п. 1.2.11. Физическая культура (для обучающихся, не имеющих противопоказаний для занятий физической культурой или существенных ограничений по нагрузке) даётся систематизация и конкретизация планируемых результатов:
В результате обучения обучающиеся на уровне начального общего образования начнут понимать значение занятий физической культурой для укрепления здоровья, физического развития, физической подготовленности и трудовой деятельности.
(Нумерация А.Панов)

1. Знания о физической культуре
1.1. Выпускник научится:
ориентироваться в понятиях «физическая культура», «режим дня»; характеризовать назначение утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз, уроков физической культуры, закаливания, прогулок на свежем воздухе, подвижных игр, занятий спортом для укрепления здоровья, развития основных физических качеств;
раскрывать на примерах положительное влияние занятий физической культурой на успешное выполнение учебной и трудовой деятельности, укрепление здоровья и развитие физических качеств;
ориентироваться в понятии «физическая подготовка»: характеризовать основные физические качества (силу, быстроту, выносливость, равновесие, гибкость) и демонстрировать физические упражнения, направленные на их развитие;
характеризовать способы безопасного поведения на уроках физической культуры и организовывать места занятий физическими упражнениями и подвижными играми (как в помещениях, так и на открытом воздухе).
1.2. Выпускник получит возможность научиться:
выявлять связь занятий физической культурой с трудовой и оборонной деятельностью;
характеризовать роль и значение режима дня в сохранении и укреплении здоровья; планировать и корректировать режим дня с учётом своей учебной и внешкольной деятельности, показателей своего здоровья, физического развития и физической подготовленности.

2. Способы физкультурной деятельности
2.1. Выпускник научится:
отбирать упражнения для комплексов утренней зарядки и физкультминуток и выполнять их в соответствии с изученными правилами;
организовывать и проводить подвижные игры и простейшие соревнования во время отдыха на открытом воздухе и в помещении (спортивном зале и местах рекреации), соблюдать правила взаимодействия с игроками;
измерять показатели физического развития (рост и масса тела) и физической подготовленности (сила, быстрота, выносливость, равновесие, гибкость) с помощью тестовых упражнений; вести систематические наблюдения за динамикой показателей.
2.2. Выпускник получит возможность научиться:
вести тетрадь по физической культуре с записями режима дня, комплексов утренней гимнастики, физкультминуток, общеразвивающих упражнений для индивидуальных занятий, результатов наблюдений за динамикой основных показателей физического развития и физической подготовленности;
целенаправленно отбирать физические упражнения для индивидуальных занятий по развитию физических качеств;
выполнять простейшие приемы оказания доврачебной помощи при травмах и ушибах.

3. Физическое совершенствование
3.1. Выпускник научится:
выполнять упражнения по коррекции и профилактике нарушения зрения и осанки, упражнения на развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, равновесия); оценивать величину нагрузки по частоте пульса (с помощью специальной таблицы);
выполнять организующие строевые команды и приёмы;
выполнять акробатические упражнения (кувырки, стойки, перекаты);
выполнять гимнастические упражнения на спортивных снарядах (перекладина, гимнастическое бревно);
выполнять легкоатлетические упражнения (бег, прыжки, метания и броски мячей разного веса и объема);
выполнять игровые действия и упражнения из подвижных игр разной функциональной направленности.
3.2. Выпускник получит возможность научиться:
сохранять правильную осанку, оптимальное телосложение;
выполнять эстетически красиво гимнастические и акробатические комбинации;
играть в баскетбол, футбол и волейбол по упрощенным правилам;
выполнять тестовые нормативы по физической подготовке;
плавать, в том числе спортивными способами;
выполнять передвижения на лыжах (для снежных регионов России).

В ПООП НОО 2015 года речь идёт о ТРЁХ видах предметных результатов по учебному предмету "Физическая культура":
1. Знания о физической культуре
2. Способы физкультурной деятельности
3. Физическое совершенствование
В обсуждаемом проекте изменений ФГОС НОО в части предметных результатов по учебному предмету "Физическая культура" речь идёт только об умениях (компетенциях).

Получается - КТО во ЧТО горазд?

Давайте обратимся к фундаментальной работе "Теоретические основы содержания среднего общего образования" /Под ред. Краевского В.В., Лернера И.Я. - М., 1983., - 198 с. Тогда станет понятно, как связаны цель образования и содержание образования (СО - педагогическое воплощение ЦО), что образовательный продукт - это опредмеченная (в частности овеществленная для физической культуры) цель, что результат (уровень обученности) - это качество образовательного продукта (обученности) и т.д. и т.п.

Прописать цели - какие знания, мотивы, мыслительные действия, моторные действия, навыки, поступки, привычки, настроения, убеждения, качества характера и т.д. развиваются и формируются в 1, 2, 3, 4 классах.

Цели образовательного предмета "Физическая культура"
1. Цели обучения по "ФК"
1.1. Представления (о физической культуре, о человеке)
1.2. Знания - смысловая сторона (о физической культуре, о человеке - факты, понятия, суждения, умозаключения, закономерности, законы, принципы)
1.3. Деятельностные умения
1.3.1. Мотивы/интересы/намерения/установки
1.3.2. Знания - операциональная сторона
1.3.3. Действия/навыки
1.4. Воля.
1.5. Характер.
2. Цели воспитания по "ФК"
2.1. Настроения
2.2. Убеждения
2.3. Поведенческие умения
2.3.1. Мотивы/интересы/намерения/установки
2.3.2. Чувства
2.3.3. Поступки/привычки
2.4. Воля.
2.5. Характер.



Обсуждение

Отзывов пока нет
События раздела
08.06.2017 в 19:39 Галина Михайловна Таланкина: добавлено предложение Очень поддерживаю детализацию умений в области предупреждения... к документу Общественные консультации по проекту детализированных требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования
08.06.2017 в 19:34 Галина Михайловна Таланкина: добавлено предложение Негативные последствия вижу в усложнении работы и отчётности... к документу Общественные консультации по проекту детализированных требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования
08.06.2017 в 19:32 Галина Михайловна Таланкина: добавлено предложение Я против таких формулировок как; "анализировать мониторинг... к документу Общественные консультации по проекту детализированных требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования
08.06.2017 в 19:19 Галина Михайловна Таланкина: добавлено предложение разработчики не учитывают, что в большинстве школ страны нет... к документу Общественные консультации по проекту детализированных требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования
08.06.2017 в 16:02 Людмила Сергеевна Шеина: добавлено предложение Не во всех школах имеются условия для проведения занятий физической... к документу Общественные консультации по проекту детализированных требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования
Показать ещё Все события