4. Требования к условиям реализации образовательной программы НОО

Пожалуйста, ознакомьтесь с полным текстом раздела документа. Опишите проблемы, которые существуют в практике применения этого раздела, и предложите их возможные решения.

Текущая версия раздела документа подготовлена с учетом результатов общественных консультаций, проходивших на нашем сайте. С изменениями, внесенными в документ, можно ознакомиться здесь.

Подсказка:

  • Старайтесь описывать только одну проблему за раз.
  • Решение может относиться к нескольким проблемам, как к Вашим, так и к чужим.
  • Оценивайте проблемы и решения других участников и участвуйте в их обсуждении.

Считаю нецелесообразным составлять учителям рабочие программы. На их написание уходит много времени. Учителя выполняют много бумажной работы, отчёты, анализы каждую четверть плюс к этому ещё электронный журнал. Получается учитель должен жить на работе без семьи и детей своих. А в конце года ЕЭГ и ОГЭ и не кто не спросит хочет ли учитель сидеть на экзаменах с таким нервным напряжением и строгими требованиями к учителям по проведению экзаменов.
| 2
Происходит часовая перегрузка учащихся 1-х классов при реализации ФГОС НОО, выполнение учебного плана и соответственно нагрузка учителя, ребенок в школе с 8.30 до 14.00, школы не соответствуют требованиям ФГОСа.
Алена Чуева 22 сентября 2015 в 06:45
Как должна выглядеть сельская малокомплектная начальная школа в составе средней школы, чтобы она отвечала всем требованиям ФГОС?
Какие условия в ней должны быть созданы?
Как построить обучение с двумя-тремя классами одновременно, не отходя от требований ФГОС?
| 1
Что конкретно подразумевается в фразе "...комфортной по отношению к обучающимся и педагогическим
работникам..."
Также надо отметить такую проблему, как требование динамической паузы (перерыва) между уроками и началом внеурочных занятий. Кто должен находиться с детьми в данный период времени, где эти самые дети должны быть? Родители не разрешают уходить самостоятельно детям, но забирают их после окончания внеурочных занятий. И интервал времени между уроками и внеурочкой остаётся открытым. В большинстве школ не предусмотрено проектом наличие каких-либо помещений для организации такой паузы, ведь обучение организовано в 2 смены.
| 1
Считаю нецелесообразным составлять учителям рабочие программы. На их написание уходит много времени. Учителя выполняют много бумажной работы.
На данный момент существует "вилка" между требованиями СанПиН, учебным планом школы и условиями организации обучения в 1-ом классе. Организация ступенчатого обучения в 1-ой четверти в период адаптации не позволяет выдать часы учебного плана. Возможно необходимо пересмотреть учебный план и рабочую программу для 1-ых классов в его содержательной и часовой части. особенно это касается таких предметов как ИЗО, физ.культура.
Во многих селах и деревнях России, кроме школы, очагов культуры нет. Учащиеся, начиная с первого класса, большую часть времени проводят в школе: учеба в школе, кружки в школе, секции в школе. С введением ФГОС учащиеся стали еще посещать внеурочную деятельность и опять же в школе. Уроки и внеурочную деятельность ведут одни и те же учителя. Уроки и занятия по внеурочной деятельности проходят в одних и тех же кабинетах. Дети устают от школы не физически, а морально. Весь день в одних и тех же стенах, видят одни и те же лица. Нет даже элементарной комнаты отдыха, которые должны быть организованы в соответствии с требованиями ФГОС.
Мне кажется, что трудности заключаются не только в недостаточном материально-техническом оснащении образовательного процесса, но и в недостаточном понимании педагогическими кадрами самой сущности необходимости ФГОС и путей достижения необходимых результатов. Очень многие воспринимают этот процесс как чисто формальный, что не способствует формированию личностной мотивации. Здесь необходима и грамотная методическая поддержка, и профессиональное саморазвитие (в том числе и в рамках курсов повышения квалификации).
Перевыполнение учебной нагрузки или перезагрузки первоклассников реально не соответствует ФГОС НОО. Первоклассников загружают дополнительно выполнением домашних заданий.
Трудности в применении ФГОС происходят из-за того, что у большинства учащихся отсутствуют приоритеты высших ценностей, позиционируемых в ФГОС второго поколения в качестве ключевых результатов обучения и воспитания, таких, как труд, здоровье и др.; слабая включённость родителей в управление
образовательным процессом; недостаточное овладение формами взаимодействия и проектной деятельностью, навыками коллективного планирования; слабая оснащенность классов школы современными техническими средствами;
низкая мотивация учеников к изучению предмета.
| 2
Хотелось бы получить пример "включения обучающихся в процессы понимания и преобразования
внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города) для
приобретения опыта реального управления и действия". Что под этим подразумевается на практике?
Проблема наполняемости классов.
В соответствии с ФГОС НОО «Материально-технические условия реализации основной образовательной программы начального общего образования должны обеспечивать соблюдение санитарно-гигиенических норм образовательной деятельности».
В школах происходит несоблюдение количественного показателя наполняемости классов. Согласно СанПиН «Наполняемость классов, за исключением классов компенсирующего обучения, не должна превышать 25 человек», а ее превышение является грубым нарушением санитарных норм.
Переполненность класса является одной из причин низкой успеваемости учащихся. Учителю основной акцент в обучении приходится делать на слабых детей, чтобы их хоть «как-то не потерять», а сильные дети тоже нуждаются во внимании, на которое просто физически не хватает времени. Это влияет на качество освоения учеником основной образовательной программы начального общего образования.
Также возникает угроза здоровью обучающихся.
Здравствуйте, уважаемые коллеги! ФГОС, конечно, замечательно, но большинство школ работает в две смены, не имеет спортивных залов, нехватка кабинетов... В. частности, наша школа построена в 1871 году нет ни спортзала, ни актового зала, ни столовой и туалет на улице. При составлении расписания просто жуть берёт - кабинетов не хватает катастрофически. Если совпадает урок физкультуры в дождливую погоду, то коридор делится на две части или .... фантазия учителей ФЗК, так как классная комната занята.
Обозначить проблему
Максимально усилить требования ФГОС в 1-х классах- выделение комнаты для пауз, дополнительное питание, и введение развивающего дополнительного образования со второго полугодия в рамках нынешних школ, здоровый ребенок важнее и тогда можно говорить о личностном росте ученика...
Наполняемость классов в школах с учетом реализации требований и программы ФГОС высокая (по 30-40 человек). При такой наполняемости качество усвоения материала снижается. Особая проблема наблюдается при нелинейном расписании, когда уроки обучения грамоте и математики проводятся 6 уроком. Не учитывается психология поведения младших школьников при составлении расписания. Дети приходят на уроки после кружков внеурочной деятельности, им хочется обсудить и показать свои поделки, а не сидеть над математикой. От этого КПД урока снижается. Условий работы во многих школах России нет для работы по ФГОС. Предложения:
1. Пересмотреть структуру составления расписания.
2. Внеурочную деятельность полностью перенести во вторую половину дня.
3. Формировать наполняемость классов не выше 20 человек и НИКАК НЕ ОТРАЖАТЬ ЭТО НА ЗАРПЛАТЕ УЧИТЕЛЯ!
4. Для эффективности обучения и результативности пересмотреть часы обучению чтению и русскому языку. Ну не возможно за 2-3 ч научить ребенка читать и понимать прочитанное! Из читающей страны мира мы превратились в роботов.
5. Динамический час никак не регламентирован и проходит впустую! Оплата за него не производится! Условий нет! Уходит каждый день продуктивное время деятельности впустую! Следовательно, необходимо включить этот час учителю в ставку и оплачивать как урок, либо убрать вовсе, что более разумно.
ДАЙТЕ УЧИТЕЛЮ ВОЗМОЖНОСТЬ ОБУЧАТЬ!
Конечно,проблемы существуют. А особенно с внеурочной деятельностью...
ФГОСы ставят задачу перевоспитания ОБЩЕСТВА, которое за последние годы стало ОБЩЕСТВОМ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ, которому государство нужно лишь для удовлетворения своих потребностей. ФГОСы поднимают вопрос приоритета воспитания с опозданием на 25 лет. Педагоги озвучивают государственную идеологию в школах, которую большая часть учащихся и их родителей воспринимает негативно.НУЖНО создать единую ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ОБЩЕСТВЕННУЮ СРЕДУ и первоспитывать всё общество (как это было в СССР), учеников с экранно-клиповым мышлением - отдельно от родителей не воспитать патриотичными гражданами с активной гражданской позицией, с уважением к честному труду. В обществе не престижно выполнять свой воинский долг, получать рабочие специальности для работы в промышленном производстве и в сельском хозяйстве. Это ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА должна включать совместную деятельность СМИ, Минобрнауки и Минкульта
В системе работы со Школьным Порталом МО мы готовим КТП. Машина распределяет по дням работы в соответствии с расписанием учителя.
Сейчас не нужна пояснительная записка, а содержание рабочей программы должно быть обязательно! Зачем? Если оно соответствует примерной программе по предмету. Пояснительная записка (четкая, небольшая, содержащая информацию о внесенных изменениях) была бы полезнее. Но в школьном портале ни пояснительной записки, ни содержания нет. В данный момент двойная работа: и бумажный вариант и электронный.
Во-первых: давайте определимся с формой (бумажная или электронная?). Во-вторых: с содержанием рабочей программы (зачем переписывать программу авторов УМК?).
во-первых необходимо уточнить, что имеется в виду под обладанием ценностями.
- знание того, что принято в данной культуре считать ценностью?
- искреннее одобрение этой ценности?
- одобрение этой ценности и ориентация на неё в выборе деятельности (ценностные ориентации)?
- приоритетность этой ценности при построении жизненно-смысловых ориентаций (личные смыслы)?.
Классические образовательные ситуации (имеется виду обучение и внеучебная образовательная деятельность) могут работать только с первыми двумя..
С третьей можно работать только с использованием психологических механизмов в сфере воспитания как свободно выбираемой деятельности и общения, Четвёртое формирует не педагогика, а жизнь, жизненные ситуации. Педагогика иногда может только поддерживать и чуть-чуть регулировать данный процесс.
Вывод: необходимым методический анализ и поиски в работе с 1 и 2 вариантами. (при каких отношениях с педагогом, при каком образовательном материале и при каких формах образовательной работы эти задачи могут решаться). и не ставить перед образованием утопических целей.
Поляков С.Д.. доктор педагогических наук, профессор кафедры психологии УлГПУ
Согласна, что мотивация очень важна! Но кто как не учитель, а в первую очередь родитель должен мотивировать ребенка на успех! Приведу пример нашего учебного заведения (Хабаровск КГАОУ КЦО). Школа полного дня. Не се, конено, дети, но большинство высоко мотивированы и родители так же. Проходит масса интересных общешкольных проектов. Реализуют их и родители в том числе, с большим удовольствием. Надо только постараться найти время для своего ребенка.Так же обучающиеся работают над реализацией межпредметных проектов и проектов по профильным предметам.Признаюсь- сложно. Но можно.
Считаю нецелесообразным составлять учителям рабочие программы. На их написание уходит много времени. Учителя выполняют много бумажной работы.
От теории к практике - это путь думающего и творческого педагога. Согласна, творчество, (а создание рабочих программ должно быть творческим), отнимает много времени и достойной монетизации не подлежит (к большому сожалению)
Предлагаю в помощь учителям создать на базе ВУЗ научно - исследовательскую лабораторию, где педагоги - практики с большим опытом работы в школе создадут новое универсальное электронное пособие с учётом требований ФГОС и здоровьесберегающих технологий для обучающихся и учителей на основе научного эксперимента с привлечением широкого спектра специалистов - консультантов, включая физиологов, кинезиотерапевтов, окулистов, неврологов, психологов и педагогов различных специальностей, в том числе и инклюзивных.
Всё это имеет место и в нашей, вполне современной, хорошо оснащённой школе. Мы также отмечаем нежелание родителей сотрудничать со школой, низкий уровень культуры общения учащихся, терпимости. Помня о том, что для воспитания высоконравственного, творческого, компетентного гражданина необходимо вовлекать ребёнка в решение проблем взрослого сообщества совместно с родителями, учителями и старшими школьниками, мы объединились в проект трёх классов в параллели. Цель: Расширение круга и качества общения детей и родителей через планирование и организацию продуктивной, совместной деятельности. Проект работает 3 года. Мы организовали несколько разноплановых мероприятий. Одни мероприятия получились яркими и увлекательными, другие познавательными, воспитывающими в духе патриотизма. Плодотворное сотрудничество классных руководителей, родителей, учащихся старших классов дало свои результаты, нам удалось решить поставленные задачи. Ребята получили возможность улучшить взаимодействие со сверстниками и родителями в неформальной обстановке, совершенствовать умения и навыки, полученные на уроках в игровых ситуациях, сделать себя нравственнее, добрее, чище. С каждым годом всё большее количество родителей приходит в наш проект. Процесс не лёгкий и долгий, но это того стоит.
на качество освоения учеником основной образовательной программы начального общего образования влияют многие факторы и особенно социализация детей. но часто один и тот же учитель ведет несколько классов и внимания детям постоянно нет. с родителями также контакты не всегда налажены , учитель перегружен надо разгрузить учителей от руководства нескольких классов. внести изменения в расписание первоклассников, например с 8-30 до 12-00. для общения учителя с родителями сделать окно.
В каждом кабинете начальной школы должны быть современные средства обучения: интернет, проектор и ин.доска, современные наглядные пособия. Добиться результатов можно только используя новейшие технологии на каждом уроке и не выходя из класса.
События раздела
06.08.2017 в 18:55 Людмила Владимировна Силина: оцененa проблема Считаю нецелесообразным составлять учителям рабочие программы. На... (Нижельская Оксана Юрьевна)
07.06.2017 в 21:54 Галина Анатольевна Романчук: описанa проблема Здравствуйте, уважаемые коллеги! ФГОС, конечно, замечательно, но... в разделе 4. Требования к условиям реализации образовательной программы НОО
29.05.2017 в 15:02 Ирина Витальевна Костарева: добавлено решение Считаю нецелесообразным составлять учителям рабочие программы. На... к разделу 4. Требования к условиям реализации образовательной программы НОО
29.05.2017 в 14:20 Ирина Витальевна Костарева: оценено решение Максимально усилить требования ФГОС в 1-х классах- выделение... (Елена Николаевна Ненькина)
29.05.2017 в 12:24 Людмила Викторовна Добрынина: оцененa проблема Считаю нецелесообразным составлять учителям рабочие программы. На... (Нижельская Оксана Юрьевна)
Показать ещё Все события