4. Требования к условиям реализации образовательной программы СОО

Пожалуйста, ознакомьтесь с полным текстом раздела документа. Опишите проблемы, которые существуют в практике применения этого раздела, и предложите их возможные решения.

Текущая версия раздела документа подготовлена с учетом результатов общественных консультаций, проходивших на нашем сайте. С изменениями, внесенными в документ, можно ознакомиться здесь.

Подсказка:

  • Старайтесь описывать только одну проблему за раз.
  • Решение может относиться к нескольким проблемам, как к Вашим, так и к чужим.
  • Оценивайте проблемы и решения других участников и участвуйте в их обсуждении.

Современное материально-техническое оснащение общеобразовательных учреждений во многих регионах РФ не соответствует заявленным требованиям по ФГОС. Хочется отметить о необходимости обновления материально -технической базы для выполнения государственного заказа на получение обучающимися качественного образования с требованиями ФГОС.
| 1
Данные требования к условиям реализации ОП СОО школам из регионов, а тем более сельским "вымирающим" школам, можно рассматривать как насмешку. Денег, а их потребуется "море", как не было, так и не будет, пока страна живет на "нефтяной игле". Так что, реализовывать программу будем по - старому, а отчитываться по - новому! Что уже и делаем: каждый день куча бумаг, купленных и распечатанных из личных средств учителя, "отдыхаем психологически" на переменах зимой при "собачьем холоде", материальная база из спонсорских, учительских и родительских средств "и не вздумайте жаловаться, а то школу совсем закроют". Завтра везу обучающихся на футбольные соревнования, а мяча нет, хорошо аванс дали, куплю за свои. Ну лишь бы не было войны!
Марина Никулина 02 октября 2015 в 19:09
Отсутствие тьютеров. А ведь это требование ФГОС.
Небольшим сельским школам иметь учительскую с рабочей зоной и местами для отдыха - из области фантастики, а не конкретного воплощения, не говоря уже о комнате психологической разгрузки. Вряд ли это осуществимо, несмотря на то, что в документе всё прописано правильно и чётко.
Согласна, что вариативность форм психолого-педагогического сопровождения позволит обеспечить более качественное образование и даст возможность большинству обучающихся достичь высокого уровня знаний.
В сельских школах остро стоит вопрос с укомплектованностью
педагогическими, руководящими и иными работниками.
Одна из проблем сельских школ - это отсутствие интерактивного оборудования и интернета. Для формирования УУД у школьников необходимо использовать современные методы и приемы, в том числе и технологии. Многие технологии "не работают" без интерактивного оборудования, ЭОР и компьютера.
Не во всех школьных библиотеках есть произведения для изучения литературы в 5 -11 классах. У нас в школе всё устарело. Я не говорю уже о методической базе. Всё приходится покупать на свои деньги. Детям нужна литература о войне, о проблемах современной молодёжи, о взаимоотношении человека и природы, разные справочники, словари, публицистика. Это необходимо для подготовки к ЕГЭ. Многое есть в Интернете, но он есть не у всех.
Если говорить о направленности стандарта на удовлетворение индивидуальных запросов обучающихся на уровне среднего общего образования, то встает вопрос о необходимости пополнения школ соответствующими кадрами. Эту проблему обозначают многие. А может быть, для ее решения есть смысл вернуться к опыту сетевого взаимодействия через систему межшкольных учебно-производственных комбинатов. Ведь эта система позволяла обучающимся получить первоначальные профессиональные навыки, первый профессиональный опыт.
| 1
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 13" работает по ФГОС ООО в опережающем режиме с 2013 года. Сегодня по ФГОС ООО у нас обучается 60 восьмиклассников. Проблематичным является вопрос выхода на итоговую аттестацию в 9-ом классе при переходе к ФГОС СОО. В какой форме будет проходить ГИА? Будут ли КИМ отличатся от тех, которые есть в открытом доступе? Проект как форма ИА будет актуальна? Считаем, что для школ, осваивающих ФГОС ООО в опережающем инновационном режиме, эта информация актуальна. Повышение квалификации педагогов в данном направлении ответов на вопросы пока не дает, а время идет.
Малокомплектные сельские школы не оснащены современным оборудованием, необходимым для реализации ФГОСтандартов, и при постоянной перегрузке учителей (от 1,5 до 2-х ставок, плюс работа на баллы) сельские школы всегда будут в отстающих.
| 2
В условиях реализации ФГОС необходимо работать с детьми, а мы пишем килограммы и тонны разных отчётов. От этих отчётов материально - техническое оснащение школы, кабинетов, спортивного зала лучше не становится. Толку от того, что я пишу, какое оборудование мне нужно, денег в школе нет, в отделе образования денег нет. Как давать урок в соответствии с требованиями ФГОС, если нет нечего? нет компьютеров, нет интерактивных досок. Мы парты со стульми красим не каждый год, т.к. нет денег. С родителей собирать деньги нельзя, труд детей использовать категорически нельзя. Мы спрашиваем у родителей разрешения, чтобы детям объявить трудовой десант! А как же коллективизм, чувство долга, нравственность, уважение к старшим воспитывать, если учитель метёт школьный двор от листьев, т.к. нет денег на дворника, а школьный двор должен быть чистым! А родитель идёт и смеётся с учителя в присутствии ученика? Меня поймут только учителя сельских школ!
Меня удивляют решения по поводу введения второго иностранного языка в школах, когда не хватает учителей, чтобы вести хотя бы один. Молодые специалисты иностранного языка не идут работать в общеобразовательные школы. Может увеличить в вузах количество бесплатных мест, но с обязательной отработкой в школе 3-5 лет, как это было раньше. Ведь в школах работают педагоги,
средний возраст которых составляет 50-52 года. А некоторые из них даже не знают, как работать на компьютере. Нужны молодые специалисты!
| 3
Согласна. внедрение ФГОС остается всего лишь на бумаге. Все ФГОС сводится к проектной деятельности учителя и составлению технологических карт урока. А как же четкое разделение нагрузки учителя. Где так называемые тьюторы? их в школе нет так к нет средств на оплату их труда. А учителя загружены до предела. Чтобы получать зарплату в 19.000 р. нужно брать не меньше 1,5 -2 ставки и на баллы по портфолио пахать (участие в огоромном количестве конкурсов, олимпиад, семинаров, печататься где то). Да еще и по классному руководству заниматься не столько детьми сколько бумаготворчеством.
| 2
Идея освоения основной образовательной программы в соответствии с учебными планами и планами внеурочной деятельности всеми обучающимися, в том числе одаренными детьми, детьми с ограниченными возможностями здоровья и
инвалидами очень привлекательна. На этом этапе нужно понимать , что без изменения подходов к оплате труда педагога мы результатов не достигнем. Нет механизмов оплаты внеурочной деятельности, никак не учитывается при расчете зарплаты индивидуальная работа, а в этом и причина формального подхода или полного игнорирования ....
Считаю, что для поступления в высшие учебные заведения выпускники должны сдавать экзамены по выбору после получения аттестата в школе. ППЭ выбирают самостоятельно.
Улучшить материально - техническое оснащение школ необходимым оборудованием согласно требованиям ФГОС. Обеспечить учителям достойную заработную плату за ставку, классное руководство передать тьюторам, ведь это предусмотрено по ФГОС.
Введение второго иностранного языка в сельских школах проблема практически невыполнимая. Очень сложная обстановка с кадрами для преподавания одного языка. У педагогов 1,5 - 2 ставки. Молодые кадры в сельскую местность едут с трудом. При большой часовой нагрузке не достаточно времени на реализацию внеурочной деятельности. Напрягает большое количество бумажной работы. Времени на подготовку уроков в неурочной форме уходит очень много.
Необходимо обновление материально -технической базы для выполнения государственного заказа на получение обучающимися качественного образования в соответствии с требованиями ФГОС. В школу уже давно не поступали реактивы для проведения опытов по химии, да и физические лаборатории давно не оснащались.
я согласна с коллегами,что добавляется "бумажная" нагрузка на учителя при внедрении ФГОС, а он ещё и классный руководитель, где же тьюторы? Нет условий для внеурочной деятельности , наверное, нужно хе и "внеурочку" оплачивать..
ИДругая сторона:дети ведь получаются оторванными от семьи:дома они будут поздно вечером, а по ФГОСУ участие родителей в жизни ребенка должно увеличиться , а получается наоборот
Каким образом можно вовлечь общественность в оценку качества образовательных достижений учащихся?
В нашей школе уже 3 года не хватает помещений для проведения уроков, вообще нет кабинета иностранного языка. На уроках иностранного языка ученики делятся на 2 группы. Одна остается в своем классе, а вторая переходит в классы, у которых проходит в данный момент урок технологии или физкультуры. В данном случае нет условий для проведения полноценных уроков, не говоря уже о материально-техническом оснащении. О каких условиях реализации образовательной программы СОО может идти речь в данном случае???
| 1
Необходимо обратить внимание на срок использования в школах всей техники, она вроде бы и есть, а пользоваться уже невозможно. Не в каждой сельской школе есть системные администраторы, техника устарела, а может быть и вообще уже не работает. Программное обеспечение не соответствует современным ЭОР.
По опыту внедрения ФГОС в начальную школу, считаю, что механизм реализации и финансирования программы внеурочной деятельности не до конца отработан. Большое количество детей посещает секции, кружки вне школы и это порой составляет даже более 10 часов в неделю, поэтому нельзя считать, что школе так уж и необходимо финансировать и реализовывать по 10 часов внеурочной деятельности на каждый класс. Механизм должен быть более гибким.
Кадровые условия не соответствуют требованиям ФГОС, поэтому не могут обеспечить достижение планируемых результатов освоения ООП. Сегодня учитель в школе и методист, и воспитатель, и соцпедагог, и немножечко психодиагност, и педагог дополнительного образования и т.д. и т.п. Более остро проблема ощущается в небольших городках и селах, где учителя преподают предметы не по профилю своего образования. Если не будут созданы кадровые условия, то программы так и останутся на бумаге.
| 3
ФГОС среднего образования Требования к предметным результатам (9раздел) "Математика:алгебра и начала анализа, геометрия (базовый уровень) 3 п.На базовом уровне можно требовать от учащегося только элементарных навыки применения доказательств и рассуждений. Причем эти умения необходимо проверять в процессе итоговой аттестации. Не хватает пункта владение навыками пользования простейшими чертежными инструментами (циркуль, линейка) для построения геометрических чертежей основных геометрических моделей. Эти умения необходимо проверять в процессе итоговой аттестации. (Методическое письмо РЦОИ запрещает учащимся во время экзамена пользоваться карандашом ластиком, циркулем - более глупого решения не придумать!)
Можно впервом классе оставлять учащихся на повторный год обучения
Согласна, что учителям после 50 лет тяжело перестраиваться на работу по ФГОС. Но молодых совсем нет, они не хотят жить так, как живут учителя в сельской местности. Думаю, что второй иностранный язык на селе будет очень трудно ввести. Знающие языки стремятся устроится в городах в фирмы и получать достойную заработную плату и не заниматься после работы подготовкой к следующему дню. Возвращаться надо к распределению учителей после окончания ВУЗа и продумывать обустройство их на месте ( квартира, больница, нагрузка и т.д.). А то вскоре мы и без одного иностранного можем остаться.
| 1
Правильно ли я поняла требования к кадровому обеспечению, что в старшей школе смогут работать только педагоги с 1 и высшей категорией?

(Цитата "Соответствие уровня квалификации работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, реализующей основную образовательную программу, требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей), а также занимаемым ими должностям, устанавливается при их аттестации").

Что же делать школам, где таких учителей мало? Закрывать старшие классы? Или...

Возможно я неверно поняла смысл написанного? Помогите разобраться.
Знаю, что во многих селах ( а значит и в школах) нашего района постоянные сбои в работе Интернета. Программное обеспечение для интерактивных досок рассчитано на работу напрямую с выходом в Интернет.
Насколько эффективны современные системы оценки качества образовательных достижений учащихся?
Материально-техническое оснащение образовательной деятельности должно обеспечивать возможность: включения обучающихся в проектную и учебно-исследовательскую деятельность, проведения наблюдений и экспериментов, в том числе с использованием учебного лабораторного оборудования цифрового (электронного) и традиционного измерения, виртуальных лабораторий, вещественных и виртуально-наглядных моделей и коллекций основных математических и естественнонаучных объектов и явлений. А материально-техническое оснащение многих сельских общеобразовательных учреждений не соответствует требованиям заявленным ФГОС. Необходимо обновление материально -технической базы для выполнения государственного заказа на получение обучающимися качественного образования в соответствии с требованиями ФГОС.
По условиям реализации образовательной программы СОО необходимы полные комплекты технического оснащения и оборудования, включая расходные материалы, обеспечивающие изучение учебных предметов, курсов в соответствии с учебными планами. Однако в школы уже давно не поступали реактивы для хим. лаборатории с целью проведения опытов по химии, да и физические лаборатории давно не оснащались.
| 1
Хочется особо отметить необходимость систематического обновления материально - технической базы школ. Ни для кого не секрет, что техника очень быстро устаревает и, так же быстро, выходит из строя. Однако больше средств на приобретение техники не отпускается... Школам же "тянуть" это бремя тяжеловато.
При создании новых стандартов в образовании сильно отстает издание учебно-методической литературы.
Примерные образовательные программы должны быть конкретными и технологичными.
Обозначить проблему
Обеспечить учителям достойную заработную плату за 1 ставку = 18 часов. Чтобы дать ему наконец заниматься именно методической деятельностью и саморазвитием в свой методический день хотя бы. А классное руководство передать тьюторам, т.к. это предусмотрено по ФГОС.
Valentina Kalugina 01 ноября 2015 в 21:43
ФГОС для малокомплектных сельских школ останется только на бумаге. Учителей специалистов не хватает, молодые не едут, так как нет жилья, жизнь в селе дороже чем в городе. заботная плата за 18 часов где-то 7000 руб. плюс стимулирующая 3-3,5 тыс. Классное руководство привязано почему-то к ставке: чем меньше ставка, тем меньше оплата: точно также платят и за кабинет. Считаю что нужно направлять молодёжь в село и обеспечить их нормальной заработной платой и комфортабельным жильём. А сами школы прежде всего оснастить современным оборудованием, мебелью, учебной литературой.Чтобы учитель побольше занимался детьми, а не составлением отчётов и различных справок и бумаг для проверяющих и составлением портфолио для зарплаты.
Продумать кадровую политику в системе образования, нужны программы поддержки выпускников педагогиченских ВУЗов, обуспечение их жильём, социальная поддержка и т.д. Обновление содержания необходимо осуществлять и за счёт притока новых креативных и энергичных педагогов.
Татьяна Орлова 21 сентября 2015 в 22:21
Очень большой проблемой для сельских школ является отсутствие Интернета. Как можно вести уроки с ЭОР, если нет Интернета? Компьютеров не хватает даже по 1 на класс, не говоря уж о том, чтобы у каждого ученика на парте был. А требуют современных методов ведения урока
Чтобы решить проблему непрерывности профессионального развития педагогических и руководящих работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, реализующей основную образовательную программу, следует, на мой взгляд, ввести обязательные курсы повышения квалификации, которые можно пройти бесплатно, пусть дистанционно. Курсы должны быть ежегодными, проводиться в каникулярное время, когда у учителя нет учебной нагрузки. Хорошо, если будут предлагаться несколько тем курсовой подготовки, чтобы учитель мог выбрать наиболее актуальную для него. Нужен мониторинг затруднений педагогов, и участвовать в нём должны не только учителя, но и методисты, глубоко изучающие эту проблему, посещающие уроки в обычных общеобразовательных школах.
Согласна, что материально-техническое оснащение многих общеобразовательных организаций не соответствует требованиям ФГОС. Материально-техническое оснащение образовательной деятельности должно также обеспечивать и возможность художественного творчества с использованием современных инструментов и технологий, реализации художественно-оформительских и издательских проектов.
Материально-техническое обеспечение школ должно производиться с учетом специфики школ. Во многих школах теперь появятся дети с ОВЗ, которые ранее обучались в специальных (коррекционных) школах. Для их реабилитации необходимо предусмотреть песочную терапию, сенсорную комнату и т.д. Школа сама не сможет всё это приобрести. Кроме этого, будет происходить выпуск книгопечатной продукции для учащихся с ОВЗ (с особыми образовательными потребностями), на которые также нужно будет выделять дополнительные средства.
Второй иностранный язык должен быть предметом по выбору и скорее всего, его надо будет осваивать дистанционно, on -line,с сетевым педагогом. Специалистов действительно нет, а если даже и есть их нагрузка уже не позволяет брать добавочные часы педагогической нагрузки.
Надежда Михалева 23 октября 2015 в 08:11
Передача классного руководства тьюторам - хорошее предложение. Учителям-предметникам необходимо заниматься своей профильной деятельностью для того, чтобы подготовить учащихся к сдаче ЕГЭ на более высоком уровне.
Оснастить школы необходимым оборудованием, довести педнагрузку до нормы, а потом требовать выполнения стандартов.
Современное состояние материально - технического оснащения школ во многих регионах страны не соответствует заявленным требованиям по ФГОС. Без современного технического оснащения общеобразовательных учреждений не возможно выполнять государственный заказ на получение обучающимися качественного образования. С введением ФГОС добавляется "бумажная" нагрузка на учителя.
Та кадровая политика, которая проводится в стране, недостаточна для выполнения всех требований к кадровым условиям реализации основной
образовательной программы. Во-первых, средний возраст учительства в небольших городах и сельской местности 50-55 лет.(единицы несколько моложе).Это уже не тот возраст для активной творческой работы. Во- вторых, чтобы заработать на более-менее достойное существование, тот учитель, который ещё не вышел на пенсию, берёт нагрузку до двух ставок. В этом случае о качестве образования речь не идёт или учитель должен работать 24 часа в сутки. В-третьих в регионах учителей-предметников просто не хватает. Иногда один учитель работает на 2-3 школы..Поэтому считаю, что нужно вернуть на определённых условиях распределение в ВУЗы. Интенсивнее решать проблему с жильём(ввести служебное жильё, снизить % ставку по ипотеке), и не только для молодых учителей. И ставка за 18 часов практически сопоставима с минимальной заработной платой. Не хочу никого обидеть, но труд техслужащей и труд учителя оценивается одинаково. И ещё как-то порешать вопрос с санаторно-курортным лечением. Большинство учителей,отработав в школе всю жизнь, воспитав своих детей, никогда не лечились в санаториях и не отдыхали на южных курортах( по крайней мере при помощи соцстраха или профсоюза).
Примерные образовательные программы должны быть конкретными и технологичными. Восстановить значение учебных воспитывающих программ, как форм предоставления минимального по сложности и объему содержания.
/О новой модификации ФГОС и теории стандартизации в общем образовании/
На бумаге реализация ФГОС выглядит достаточно красиво, однако, на практике все иначе. Материально-техническое обеспечение многих школ оставляет желать лучшего. Тем не менее, требования необходимо каким-то образом выполнять… Кроме того, сегодня на учителя возложили большую ответственность, сделав его методистом. Создание и разработка рабочих программ занимает много времени, что ведет к загруженности учителей. А загруженность, в свою очередь, сказывается на качестве проведения уроков. Было бы неплохо, если бы государство позаботилось об обеспечении школ всем необходимым, тогда бы процесс работы по новым стандартам значительно ускорился. Кроме того, разработка рабочих программ должна осуществляться специалистами, это облегчит учительский труд, да и программы станут более качественными, совершенными.
Согласна полностью, кадры это огромная проблема. Я ушла из своей школы в другую, так второй год на мое место нет учителя. И это в Петербурге. Нужно четкую государственную программу поддержки учителей, а не баллы( то их дадим, то их отменим), цена которых здоровье учителя (физическое и моральное) . Рождаемость же в стране подняли, почему не сработать так же в школах, иначе через 5 лет учителей не будет. Классное руководство пора убрать у учителей-предметников. Пора уже оценивать учеников такими какие они есть, ставить "2" в году, и даже в аттестат, ну если ребенку (а часто с подачи родителей) вообще не хочется учить какой-то предмет.
Gennadiy Konstantinovich Khlopkov 09 сентября 2015 в 19:06
Никакие методические письма не являются нормативными актами. Поэтому их запреты не легитимны. Осуществляйте деятельность в интересах учащихся, руководствуясь только действующими нормативными актами, а не методическими письмами, тем более РЦОИ.
Светлана Водальчук 16 сентября 2015 в 05:03
Согласна с вами.
Доброе время суток,дорогие коллеги! Да, действительно,материально-техническая база необходима для работы в условиях ФГОС. Считаю,что просто необходимо каждому педагогу установить соответствующее оборудование,при необходимости проконсультировать и наконец-то отказаться от бумажных журналов.
Ольга Журавлева 19 февраля 2017 в 10:14
Реализовать на деле принцип гуманитаризации, ориентирующий на интеграцию знаний о человеке и мире, на понимание как коммуникативно-смысловой процесс, обоснование и освоение ценностных основ всей жизнедеятельности человечества, диалогичность учебного материала, ориентирующую обучающихся на сопоставление различных точек зрения, позиций и др. – полисемичность; расширение гуманитарных, коммуникативных технологий в образ. процессе, его эмоционального компонента… Гуманитаризация как система мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования, что связано с возрождением его культуросообразной и культуросозидающей функции. Именно гуманитаризация, а не гуманизация (как было указано в док. «Принципы опережающего обновления содержания общего образования…». Гуманизация – термин относится к построению отношений субъектов в образ.процессе, а не к содержанию образования!, хотя и взаимосвязанные процессы). "Сплошное" применение принципа гуманитаризации потребует обновления и структуры предметного содержания, и обновления УМК, и методов-технологий работы учителя и соответственно его подготовки, и позволит качественно изменить образ.результаты в метапредметном контексте... Теоретические обоснования, методические наработки в реализации этого принципа, безусловно, есть, надо целенаправленно их обобщать, продвигать, закладывать пути решения в образ. программы, рабочие программы, УМК.
Молодые специалисты не имеют базовую подготовку по ФГОС. Надо, чтобы учителя, приходящие в школу, имели представление о Стандартах, а это ложится на плечи педагогических вузов.
Примерные образовательные программы должны быть конкретными и технологичными. Восстановить значение учебных воспитывающих программ, как форм предоставления минимального по сложности и объему содержания.
/О новой модификации ФГОС и теории стандартизации в общем образовании/
События раздела
07.05.2017 в 12:14 Ира Мирзаханифовна Лозовик: оценено решение Обеспечить учителям достойную заработную плату за 1 ставку = 18... (Ольга Эдуардовна Кадыкова)
07.05.2017 в 12:14 Ира Мирзаханифовна Лозовик: оцененa проблема Согласна. внедрение ФГОС остается всего лишь на бумаге. Все ФГОС... (Ольга Эдуардовна Кадыкова)
07.05.2017 в 08:32 Клавдия Александровна Казанцева: добавлено решение Доброе время суток,дорогие коллеги! Да,... к разделу 4. Требования к условиям реализации образовательной программы СОО
07.05.2017 в 08:24 Клавдия Александровна Казанцева: оценено решение Обеспечить учителям достойную заработную плату за 1 ставку = 18... (Ольга Эдуардовна Кадыкова)
07.05.2017 в 08:24 Клавдия Александровна Казанцева: оцененa проблема Современное материально-техническое оснащение общеобразовательных... (Татьяна Анатольевна Савонина)
Показать ещё Все события