Предложите собственную редакцию положений документа
24.12.2016 в 22:15
V. Основные направления реализации Концепции
1. Общие направления

1) Концепция – это система проблем и соответствующая система идей их снятия/решения. Если есть раздел «Общие направления», то должен быть и раздел «Общие проблемы» производственно-трудового образования.
2) В концепции «Цель формирования компетенций в области технологии…». Формируются КОМПЕТЕНТНОСТИ, компетенции (производственные, функции организаций, трудовые функции работников) Ст. 28 273 –ФЗ «Компетенции… образовательной организации».
3) Формирование производственно-трудовой компетентности/культуры достигается «совокупностью всех учебных предметов и самим укладом образовательной организации». Уклад включает учебные предметы. У авторов идут «Яблоки и фрукты». Вывод о том, что изучение основ техники, основ технологий, основ организации производства, научной организации труда происходит на всех учебных предметах дано зафиксирован в принципе ПОЛИТЕХНИЧЕКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
4. «Центральным элементом технологии и технологического образования является проектная деятельность». Это наша отечественная школа уже проходили в 20-30 гг. прошлого века – бригадный/лабораторный методы. В 60-70 годы западные школы стали отказываться от доминирования проектного метода (Килпатрик, Коллинз). С конца 80-х отечественная школа снова погружается в «пучину проектного метода. Любое дело, любую задачу называют проектом.
5. «Для решения задачи модернизации содержания и методик технологического образования необходимо усовершенствовать примерные основные образовательные программы, обеспечить преемственность с точки зрения непрерывности технологического образования для всех уровней общего образования и взаимосвязь с другими учебными предметами.» Да сколько можно модернизировать? Только ФГОС ввели. Теперь ещё один «рамочный» документ «Концепция…». Идея преемственности стара как мир. Что нового то в концепции?
6. «Образовательная программа предметной области «Технология» должна быть построена на основе проектного подхода». См. п.4. Полная абсолютизация метода проектов и учебного проектирования.
7. «…освоение современных и перспективных технологий, отражающих НТИ» Это задача СПО и ВПО.
8. «освоение и применение технологий поддержки инфраструктуры образовательной организации в соответствии с её профилем». Что такое «технологии поддержки образовательной инфраструктуры»?
9. Знакомство… циклом «дизайн-процесса». Конечно, дизайн это интересно и важно. (Например, Майк Пресс, Рэйчел Купер Власть дизайна. Ключ к сердцу потребителя. – Минск: Изд. -во: Гревцов Паблишер, 2008). Но важнейшими понятиями являются понятия «производственного процесса», «Производственного цикла».
10. «предусмотреть в учебном планировании (видимо авторы имели ввиду – учебном плане) для обучающихся и учителей внеурочное время для реализации проектов (в том числе – коллективных и межпредметных)».
Что понимается здесь под «проектами»? Если есть коллективные, то есть и групповые, персональные; межпредметные, значит есть ди, монопредметные проекты. Предлагаемые проекты это не метод проектов. Метод проектов (по Килпатирику. Коллинзу) обладает следующими признаками: а) тема работы выбирается учащимися/воспитанниками; б) имеет межпредметный характер; в) выполняется группой.
11. «…возможность использовать цифровые устройства… должен позволить перейти к парадигме, в которой ценность традиционной «знаниевой» компоненты, основанной на запоминании информации, постепенно уступает место способности решать неструктурированные и слабоструктурированные задачи, то есть быстро находить, анализировать, синтезировать и применять по назначению необходимую информацию.».
Знания имеют смысловую и операциональную сторону. Усвоение знаний происходит не только в процессе запоминания, но и ДЕЛАНИЯ. «В основе умственного развития – усвоение знаний (Д.Б. Эльконин). Как это знания уступать место способности? «Пустая голова не рассуждает» (П.П. Блонский).
12. «…различные формы групповой работы – учебно-производственные бригады, агроклассы…». В дидактике есть понятие ГРУППОВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ. Формы групповой работы это семинары, тренинги, соревнования, дебаты, … Бригады, классы, студии, клубы – формы организации ЛЮДЕЙ, а не деятельности/работы.
13. «…использование учебно-производственных комбинатов и в их современной реализации – детских технопарков…». УПК давали ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ начальное ПРОФЕССМОНАЛЬНОЕ образование. Детские технопарки – учреждения дополнительного (общеразвивающего, предпрофессионального) образования.

Вывод: нет классификации/системы направлений. Направления раскрыты некомпетентно.
Возможные системы основных направлений технологического образования:
Вариант 1
1. Основное технологическое образование
1.1. Технологическое обучение
1.2. Технологическое воспитание
2. Дополнительное технологическое образование
2.1. Технологическое обучение
2.2. Технологическое воспитание

Вариант 2
1.Содержание технологического образования
1.1. Содержание основного технологического образования
1.2. Содержание дополнительного технологического образования
2. Методики/технологии изучения (предъявления/усвоения) содержания технологического образования
3. Организация технологического образования
3.1. Организация технологического обучения
3.2. Организация технологического воспитания
4. Внешние связи образовательной организации
5. Управление технологическим образованием

Вариант 3
Изучение основ техники
Изучение основ технологии (средства и методы)
Изучение основ организации производства
Изучение научной организации труда
Изучение основ экономики производства
Изучение основ производственного/трудового законодательства
Изучение основ экологии производства

Обсуждение

Отзывов пока нет