1. Общие положения

Пожалуйста, ознакомьтесь с полным текстом раздела документа. Опишите проблемы, которые существуют в практике применения этого раздела, и предложите их возможные решения.

Текущая версия раздела документа подготовлена с учетом результатов общественных консультаций, проходивших на нашем сайте. С изменениями, внесенными в документ, можно ознакомиться здесь.

Подсказка:

  • Старайтесь описывать только одну проблему за раз.
  • Решение может относиться к нескольким проблемам, как к Вашим, так и к чужим.
  • Оценивайте проблемы и решения других участников и участвуйте в их обсуждении.

Из-за недостаточной профориентационной работы с учащимися 9-10 классов, выпускники зачастую до последнего не могу определиться с выбором будущей профессии, в связи с этим учащиеся даже гуманитарных классов выбирают профильный экзамен по математике. Как быть в этой ситуации учителю предметнику?
Почему социальным педагогам и психологам, работающим на целую ставку в школе, но без часовой нагрузки, не идет льготный педагогический стаж?
Очень часто учащиеся, не изучая предмет на профильном уровне, выбирают его сдавать в форме ЕГЭ. К сожалению, страдает учитель.
| 5
Добрый день! В связи с появившимися в информационном пространстве утверждений о том, что второй иностранный язык стал обязательным для 5-х классов, возникает вопрос - это действительно так? Или очередная интерпретация наших СМИ?
| 1
В основной общеобразовательной программе, если коснуться внеурочной деятельности, не хватает специально оснащенных площадей, нет возможности разнообразить занятия.Недостаточно средств на оборудование, расходные материалы и т.д.
| 1
К сожалению, приходится натаскивать детей.А не решать проблему грамотности.Скоро народ перестанет думать.От чтения уже отучили.Отучим и писать.
Но, коллеги, не все ученики способны сделать правильный выбор профиля в 9 классе и закрывать им дорогу, не корректно, у нас был прецедент, когда ученик перешел с профили на профиль и сдал химию с результатом лучшим в районе, здесь все же большую роль играет мотивация...
Эта проблема ожидаема давно, как только заговорили о профидьных классах чуть ли не с первого класса. Это еще раз свидетельстует о непрофисионализме тех, кто все эти перестройки внедряет в образовании. Совершенно не знают возратную психологию. Можно ли родителям и педагогам определить на несколько лет вперед как ребенок будет развиваться, какие приоритеты у него появятся. МОЕ МНЕНИЕ: для всех (физически нормальных детей) давать с первого по 10 класс общее образование (основы наук) по всем предметам. А по интересам продолжать развивать предметные кружки, элективные курсы, факультативы.Экзамены по всем предметам разноуровневые с учетом тех факультативов которые посещал.При зачислении в ВУЗ учитывать эту дополнительную базу и сертификаты, дипломы участия в олимпиадах и конкурсах
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
ФГОС 2 – это очередной этап поиска в российском образовании новых и эффективных стандартов в обучении и развитии молодежи.
В основе ФГОС 2 , на мой взгляд, намечен главный и , возможно спорный , аспект – отход от преобладания образовательной составляющей ЗУН к развивающей ( теперь важно не просто дать ребенку знания, а научить его учиться самому, новыми развивающими технологиями мотивировать его к этому).
Из своего опыта могу назвать такие позитивные моменты внедрения ФГОС 2:
1) В основу урока положен деятельностный подход ( практическая составляющая урока преобладает над теоретической; в идеале - ребята получают больше возможностей применять свои знания и умения на практике, оценивать свои достижения и неудачи, проводить элементарную самокоррекцию. Задания выстраиваются таким образом, чтобы научить обучающегося действовать в нестандартной, не шаблонной познавательной ситуации.
2) Больший упор делается на проектно- поисковую и проблемную технологии обучения, что ведет к развитию критического мышления у ребят, формированию активной гражданской позиции и тд. и тп.
3) Упор на ИКТ (формирование и развитие навыка сотрудничества).
С методической точки элементы этих технологий реализовывать на уроке мне было не трудно и , даже интересно. Особенно, когда достигается положительный результат, что я видел и на уроках моих коллег по РМО в прошлом году.
Однако на ряду с позитивами вижу даже не проблему,а спорный момент.
Как я говорил выше, по ФГОС 2 на первое место становится развитие ребенка, его умение учиться , а в перспективе – возможность успешно себя реализовать в жизни.
В теории все выглядит хорошо: по новому стандарту поменялась классификация ожидаемых результатов на предметные и метапредметные .
Предметные проверяет экзамен, а метапредметные – это развитие личности обучающегося. И последние становятся на первое место.
И , по моему , мнению перед учителем становится проблема – как строить свой урок по новому ( по требованиям ФГОС).
Перспектива экзамена заставляет учителя делать упор на традиционные ЗУН, а новый стандарт требует использования развивающих технологий с « верой» в то, что «высокомотивированный» ученик будет сам стремиться к самообразованию и самосовершенствованию.
Однако уровень знаний и навыков ученика это понятие « материальное», его можно проверить, а значит и квалификацию учителя.
А уровень развития личности – что-то такое высокое, красивое, правильное , идеальное….проявится позже.
Учитель стоит перед выбором - натаскивать ученика к ГИА или развивать его личность посредством своего предмета.
Урок может постепенно превратиться в урок натаскивания к ГИА, а воспитание и развитие личности отходит на второй план, что противоречит главным постулатам ФГОС 2 .Т. е выходит « вилка несоответствия» такая. Получается как в пословице « хотели как лучше , а вышло не очень». Ну а виноватым будет, как всегда, учитель. В этом я вижу системную проблему образования.
В заключении , как вариант решения вопроса «с низу» ( со стороны учителя) вижу метод компеляции ( соединения лучшего):
Урок строить по структуре и методам нового стандарта ( особо по этапам ВЫЗОВ –ОСМЫСЛЕНИЕ – РЕФЛЕКСИЯ).Урок , построенный по такой структуре и раскрывает позитивные черты деятельностного подхода и развивающих технологий, без особого « урона»теоретическому содержанию урока. А практическая часть урока должна строиться на КИМах , максимально, адаптированных к ГИА.
Этот подход и пытаюсь реализовать на своих уроках
Полагаю, что профильное образование должно иметь место в системе современного образования. Ведь общеизвестен факт, что большинство людей делится на "технарей" и гуманитариев. Так, например, обучаясь по добровольно выбранному гуманитарному профилю, учащийся будет чувствовать себя гораздо комфортней, нежели он будет обучаться по программе физиков-математиков. И разумеется, плоды его трудов будут гораздо богаче, качество знаний по профильным предметам лучше. От уравниловки давно пора уйти. Хотя вместе с тем не стоит отрицать и тот факт, что интересы подростка могут быть непостоянными и выбор профиля ошибочным.В любом случае должно быть право выбора..
В основной образовательной программе обязательно должен быть раздел коррекционной программы. Но нет специалистов, которые могут обучать по коррекционной программе. Эта проблема решается?
Обучающиеся, при формировании индивидуальной образовательной программы выбирают изучение химии на базовом уровне. а потом решают сдавать ЕГЭ по данному предмету, что не позволит набрать "достойных" баллов. Все (обучающиеся, родители, администрация) потом винят учителя, который не виноват в выборе обучающегося. В ФГОС СОО нет "жирного" выделения (как не смешно, но это необходимо, так как компетенция чтения текста хромает в обществе), что базовый уровень предназначен для формирования общей культуры личности и общего развития.
В основной образовательной программе обязательно должен быть раздел коррекционной программы. Но нет специалистов, которые могут обучать по коррекционной программе. Или это проблема только нашей школы?
Из практики - можно пронаблюдать и уже сегодня, что каждая составленная программа в школе (распределение часов) урезает некоторые предметы (Информатика, География) в пользу основных - Русский и Математика, так как они являются обязательными для сдачи....
В ФГОСах общего образования до сих пор отсутствует привязка к ФГОСам ВПО. В итоге зачастую приходится по многим направлениям ВПО сначала давать необходимые базовые общие знания, которые должны были бы проходить в школе.
Без совершенствования самой процедуры и содержания ЕГЭ и ГИА, а также подготовки к ЕГЭ, наши дети будут уметь только на кнопочки жать, "формулки" подставлять, а про подумать -- "Вы нам этого не объясняли". Про грамотную речь и правописание, думаю, можно не говорить. Так и будут роботизированные машинки из школ выходить.
Изменения, введенные в этом году при сдаче ЕГЭ по математике (базовый и профильный уровни), к сожалению не были четко обозначены некоторыми ВУЗ-ами. ВУЗ-ы должны прописать в своих регламентах для абитуриентов - какая математика будет учитываться при поступлении: базовая или профильная.
В основной образовательной программе обязательно должен быть раздел коррекционной программы. Но нет специалистов, которые могут обучать по коррекционной программе. Или это проблема только нашей школы?
Обозначить проблему
Профориентационная работа так же должна проводиться с родителями и как то освящаться в СМИ. Я считаю, что ориентир должен быть на способности учащегося, а они видны из текущих оценок. Поэтому не нужно обвинять учителя в низких результатах, если ученик имел и текущие оценки низкие.
Необходимо связать ФГОС СОО, по результатам обучения которого должны выходить выпускники, обладающие компетенциями, необходимыми при поступлении и дальнейшем обучении в высшей школе, с ФГОС ВПО. Т.к. направлений обучения в высшей школе много, то следует, на мой взгляд, не отказываться от практики профилирующих классов, для которых отдельно в ФГОС СОО прописать требования и компетенции, которыми должен обладать выпускник при выпуске из такого профилирующего класса.

Аналогично прописать общие требования к процедуре сдачи ГИА и ЕГЭ, какие компетенции в результате сдачи таких экзаменов должен приобрести ученик, каким образом необходимо воспитывать в школьниках эти компетенции.
В ФГОС СОО внести рекомендации:
- тем, кто не выбирает технического направления обучения, выбирать для изучения естествознание, для формирования общей культуры;
- возможность сдавать ЕГЭ по химии, если предмет изучался на углубленном уровне.
В ФГОС СОО внести рекомендации школам с углублённым изучением какого-либо предмета или профильным сдавать ЕГЭ и ОГЭ с обызательной сдачей именно этого предмета (профиля).
КИМы составлять по общеобразовательной (ШКОЛЬНОЙ) программе - с указанием минимальных баллов для обычных выпускников 9-х, 11-х классов и минимальных баллов (они должны быть конечно выше) для ребят сдающих в профильных, углублённых школах.
Вижу минус данного документа в том, что абсолютно все дети (как слабые, так и сильные) должны обучаться по одним стандартам. Зачастую к некоторым обучающимся необходим особый подход. Слабые ученики требуют наибольшего внимания, и порой они не способны справиться с определенными требованиями и заданиями. Кроме того, проектная работа в группах не дает возможности полноценно оценить способности и деятельность отдельных обучающихся.
как вариант решения вопроса «с низу» ( со стороны учителя) вижу метод компеляции ( соединения лучшего):
Урок строить по структуре и методам нового стандарта ( особо по этапам ВЫЗОВ –ОСМЫСЛЕНИЕ – РЕФЛЕКСИЯ).Урок , построенный по такой структуре и раскрывает позитивные черты деятельностного подхода и развивающих технологий, без особого « урона»теоретическому содержанию урока. А практическая часть урока должна строиться на КИМах , максимально, адаптированных к ГИА.
Этот подход и пытаюсь реализовать на своих уроках
Считаю, что задания КИМов слишком сложны для среднестатистического ученика. Скорее они рассчитаны для отличников и хорошистов. А ведь основную массу наших учеников составляют "обычные" дети. Многие мечтают пройти порог и стать рабочим или шофером. Ведь не все смогут пойти в ВУЗЫ.
КИМы составлять по тем разделам и в том объёме, которые и в котором предметы изучаются в общеобразовательных организациях, а не в высших учебных заведениях.
Предлагаю обозначить баллы базы и профиля по всем дисциплинам. Баллы базового уровня будут показывать результаты обученности школьника.
Совершенствовать процедуру ГИА И ЕГЭ, особенно задания в каждой части. Снизить проходной балл для базового уровня.